Как накосячить с типографией: подборка работающих способов

Вернуться к оглавлению


Тут наверняка есть косяки, просто мы ещё не открыли коробку

За три года нас с коллегами сотни раз било по голове ручкой от грабель при работе с типографиями. Мы списывали целые контейнеры криво напечатанной упаковки для игр, переделывали в авральном порядке тиражи, отправляли назад брак, который нам пытались выдать за нормальную печать, и натыкались на банальное кидалово.

Поначалу может показаться, что типографии — это специальные ловушки для тех, кто не умеет правильно формулировать задание, читать договор и проверять тираж. Позже, через несколько сорванных сроков и битых тиражей, приходит понимание каких-то основ.

За это время у нас появился алгоритм, который более-менее страхует от проблем.

1. Сначала нужно найти типографию (а лучше — пару), которая будет нормально печатать


На рынке есть много контор, работающих без своего оборудования или с неким минимальным набором. Как правило, это 1-2 цифровые машины, гильотина и несвязанный с ней отдел дизайна. Тот же офсет и широкоформат отдаётся на аутсорс.

Отсюда простой вывод — под разные типы заказов чаще всего нужны разные контрагенты. Например, офсет стоит печатать в одном месте, футболки — в другом. Доходит до неочевидных ситуаций, когда дисконтные карты в другом регионе оказываются выгоднее на 30% всего в Москве даже с учётом доставки. Плакаты иногда удобнее печатать в рекламно-производственных агентствах, где есть широкоформатные плоттеры.

Первый способ выбрать типографию — найти справочник предприятий (в регионах), открыть ДубльГис или загуглить по запросу «цифровая печать». Тут есть своя особенность: иногда в справочниках и в поисковой выдаче присутствуют разные юрлица-сателлиты одного центра с одним набором оборудования. Второй вариант — написать на принтфоруме (это типа биржи фриланса для типографий) и дождаться предложений.

Когда вы получите список из примерно 15 возможных исполнителей, нужно будет позвонить везде и попросить посчитать некий эталонный заказ, чтобы сравнить варианты.

Например: «Здравствуйте! Посчитайте, пожалуйста, сколько будет стоить напечатать 500 полноцветных листовок в формате А6, односторонних, на глянцевой меловке плотностью 115 грамм на метр». Ответом должно быть число, которое дальше будет использоваться для сравнения. На момент публикации топика эталон находится в диапазоне 900-1300 рублей, в зависимости от региона. Если больше — продолжайте поиск дальше. Если меньше — надо крепко думать, потому что либо они напечатают криво (а по низкой цене печатают криво практически всегда), либо типография играет в демпинг.

На этой стадии надо отсечь тех, кто не очень адекватен. Вообще, главное для нас в работе с типографией — ставить не на цены и железо, а на людей. Грамотные специалисты всегда делают всё на «отлично». На 50% успех зависит от умного менеджера, ещё на 50% — от печатника. Клиентоориентированные типографии выделяются на шаге созвона. Обычно экономия в несколько процентов от стоимости не окупается за счёт непредсказуемо возрастающих рисков.

Следующий шаг — проверка расположения: в случае чего в типографию придётся ехать (особенно, если планируются срочные заказы). В итоге остаётся около 3-5 вариантов, которые надо рассматривать дальше.

2. Делаем цветопробу


Это важная часть выбора. Берём макет, вкладываем в письмо и отправляем в типографию: «Здравствуйте! Мы с вами по телефону договорились на печать листовок, я хотел бы сделать цветопробу перед запуском тиража. В приложении высылаю макет».

Если у нас есть образец (например, эталонная листовка из Москвы в региональном магазине) — сравниваем цвета с ней. Если образца нет, просто смотрим на качество цветопробы. В случае с рекламными материалами важно более-менее примерно попадать в цвет (отличие на пару процентов обычно некритично), но в случае, например, с компонентами игры, на глаз заметно даже смещение на одну десятую процента, поэтому очень важно смотреть рядом с образцами.


Вот так брак виден в игре: этот тираж ушел в переделку

На цветопробе нужно оценить равномерность заливки листа: бывает такое, что печатающее устройство делает градиент, пятна, линии или другие гадости.

Пробный материал нужно помять, поприкладывать ко всяким предметам вокруг себя, потереть. Например, как-то раз к нам привезли с цветопробы листовку, с которой (из-за особой бумаги) тупо облезала краска. Как потом выяснилось, контрагент всё прекрасно знал, но считал, что всё путём, можно выпускать брак, раз заказчик подписал, не зная особенностей бумаги.

С другой стороны, есть прекрасный пример типографии, с которой наши производственники работают уже года два: из тиража в тираж обеспечивается один и тот же цвет без вопросов.

3. Заключаем договор


Есть ряд волшебных особенностей:
  1. Не все типографии готовы заключать договор при работе до 2000 рублей. Даже много разовых работ в этом диапазоне — часто не довод.
  2. Часто предлагаются рамочные документы, которые никого ни к чему не обязуют. Ещё хуже — когда договор составлен явно в пользу типографии, и вы заведомо неправы даже в случае брака.
  3. Понятно, что прописывать всё и сразу в деталях в договор бесполезно: получится 20-страничный документ, который прочитать будет просто невозможно, а подписать — ещё сложнее. Поэтому очень важно убедиться, что человек, общающийся с вами, адекватен, и примет брак обратно даже в том случае, если этот брак не был описан в договоре. Например, царапины от пылинок на рубашке карты — это нормальный допуск по стандарту, но натуральный крап для колоды. Если тираж в таком случае переделают за счёт типографии — вам повезло с исполнителями. Берегите их.

Ещё надо понимать, что типографии работают по ГОСТу, когда много не зафиксировано в договоре. Если вам обещают, например, вырубку с точностью до 2 миллиметров, а на практике получится 3-4 (что часто случается), вы получите брак, но юридически типография будет права — это в допусках стандарта.

С вероятностью 90% даже при отличном менеджере вам сорвут срок. Это значит, что срок надо прописывать в договоре, плюс включать туда санкции в случае выхода за пределы графика. Ещё один подводный камень — установка срока, например, завершения печати, но не поставки: это может оказаться плюс неделя. Вообще, всю процедуру поставки вам лучше прописать детально.

Иногда встречается редактированный договор, который имеет достаточно странные отсылки по пунктам или ссылки на несуществующие пункты. Один раз было, что приехал договор, где все обязательства исполнителя «случайно» попали в нумерованный список действий при форс-мажоре, то есть, фактически, вылетели из документа. Ещё пару раз нам отправляли договор с чужими реквизитами, плюс пару раз — с ошибками в ФИО генерального директора.

4. Запускаем тираж


Перед запуском тиража надо спросить, всё ли нормально с макетами. Частые проблемы — с конвертацией форматов и цветов. Хорошая типография всегда смотрит макет перед печатью и исправляет косяки, либо сообщает о них.

Со своей стороны надо завести привычку печатать хоть на принтере один образец-прототип и ставить на нём подпись. Это повышает ответственность и страхует. Если такой образец отдать в типографию — это также в некоторых случаях снизит риск.

После этого — обязательно ехать на приладку для офсета. Приладка — это что-то типа калибровки оборудования. Если вы заказываете 5000 листов, по факту напечатают 5200-5300, например, причём первые 200-300 — это будут бета-версии ваших макетов. Так вот, хорошо, если на ответственном тираже (обычно это касается компонентов игр, а не листовок, например), вы стоите рядом и смотрите на полученные листы. Очень яркий пример: все карты на листе желтые, а одна в нижнем углу — с зеленоватым оттенком. Типография считает, что всё в допусках, и «такое бывает».

5. Принимаем тираж


Ездить надо самому или отправлять штатного дизайнера, живущего этими макетами. Например, был случай, когда цветопроба резко не совпала по цвету с основным тиражом. «Не проканало», — пожал плечами представитель типографии и грустно отправился переделывать. Если бы приехал курьер, видимо, проканало бы.

Когда вам показывают коробки с бумагой, первое, что нужно сделать — это заглянуть в начало, середину и конец тиража на предмет брака. Посреди тиража могут перезалить краску, нож может сдвинуться, печатник — протрезветь и так далее.


Прекрасный пример сдвига ножа

Ещё в самом начале тиража могут попасться те самые отладочные листы: пересчитайте, возможно, вам отгрузили больше копий, и первую часть надо просто выкинуть. Пересчитывать легче всего взвешиванием на точных весах или линейкой, зная толщину эталонной стопки бумаги заданной толщины.

Посмотрите на упаковку больших вещей: плакаты, заклеенные скотчем, чаще всего — не к добру.


Транспортировка зимой + тёплый склад = конденсат

Если у вас что-то штучное — надо собрать тираж. Например, когда мы собирали Стартап, все карты приехали в примерно вот таких коробках.


Приезжающие карты

Принимающий заказ менеджер потратил около часа, чтобы собрать одну полную колоду — и выяснил, что карты не хватает. Мы перерыли весь склад, нашухерили водителя, который всё это доставлял — и в итоге коробка с картой нашлась на складе типографии под чем-то другим тяжелым.

Бывают и скрытые косяки. Мы один раз отзывали игру из магазинов, потому что она отличалась «самоуничтожающейся» коробкой. Дно, посаженное на клей, просто отходило ровно через две недели, как по таймеру. Коробка висит себе и висит, проходит время и — раз! — содержимое на полу. Потом оказалось, клеили в 30-градусный мороз.

Vice versa


С другой стороны, мы часто косячим сами: иногда пропускаются опечатки в заголовках (которые настолько огромные, что никто и не думает их проверять), иногда игра выходит в печать не с теми реквизитами, раньше пару раз неправильно собирали листы с картами к разным играм, один раз отправили low-res-превью вместо макета и так далее. Как я уже упоминал — оптимально печатать самим одну штуку и расписываться на ней.

Подборка косяков:




Цвет разных тиражей разный — самая распространённая проблема. Случается, когда в типографии много разных машин, выбирается разная бумага, либо просто накатываются не те настройки, либо меняется краска. Иногда доходит до того, что цвет тиража не совпадает с цветом цветопробы.


Это не расфокус фото, это расфокусы печатающей головки принтера. Плохо настроена головка — изображение размыто.


Хорошо присылать прототип или образец. Вот эту штуку прислали без прототипа, типография решила напечатать несколько сотен без утверждения пробного. Во избежание мы печатаем материалы на принтере в офисе и складываем их как надо.


Сюрприз! Даже при очевидной вёрстке можно получить вот такую сборку.


Обычные полосы при печати. Эта бага замечательна тем, что появилась ровно в середине тиража, то есть верхняя часть стопки была нормальная.


Печать плакатов на глянце. Плакат сразу свернули в тубус, он склеился с соседним, а потом отодрался. Печать на матовой бумаге или правильная просушка решают проблему.


В нижней части коробки отчётливо видно следы деятельности пришельцев.


Карта вырублена по самые метки


Почти попали в ГОСТ


Крап от пыли в печатном механизме (первые карты) и залом (последняя)

Чем раньше найдётся проблема — тем лучше. Наши разработчики шутят, что самый плохой случай — это звонок в офис, начинающийся со слов: «Привет! Я сейчас стою в магазине в Киеве, и у меня в руках коробка последнего тиража...»

Традиционно прошу дополнить и рассказать, если вы наступали на ещё не найдённые нами сельхозорудия.


Добавить отзыв

Меня зовут:
Моя почта:
Отзыв:
Заполняя заявку, я лично принимаю решение о предоставлении своих персональных данных и даю согласие ООО "ОГОГО" на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе с целью приобретения товара. Подтверждаю, что моё согласие на обработку персональных данных дано конкретно, информированно и сознательно. Мною изучена Политика ООО «ОГОГО» в отношении обработки персональных данных, и я принимаю её условия.

Перезвоните мне

Мой кабинет

Восстановить пароль

Электронная почта

Мой город:

Пароль отправлен

Письмо с новым паролем отправлено на указанную почту

Спасибо!

Ваш комментарий отправлен

Спасибо!

Мы вам перезвоним

Отправляем ссылку на почту:

Моя почта:
Мы отправим только ссылку и ничего кроме ссылки

Ссылка отправлена

Письмо с ссылкой отправлено на указанную почту

Магазины в Екатеринбурге